Машина времени
.
Он будет дороже «Лексуса»
В Темиртау еженедельно на перекрестке проспекта Металлургов с улицей Димитрова можно увидеть допотопный «Москвич-403" (на фото) 1965 года выпуска. Его владелец пожилой дачник, который торгует овощами на стихийном рынке. Свою машину пенсионер явно не жалует, из-под белой краски проступают ржавые разводы, в правой фаре как в аквариуме плещется вода. По-медвежьи переоборудован салон, кресла превратились в потрепанные лежанки, основными пассажирами машины являются тыквы, капуста, мешок картошки. Несмотря на свой крайне несчастный вид и блеск припаркованных рядом внедорожников, машина привлекает внимание прохожих. Специалисты заявляют: если такой «мосвиченок» отреставрировать, он будет дороже «Лексуса» представительского класса.
Трофейный 400-й
— Я эти машины собираю для души. Вот и стоят пока на улице, жалко пилить, — говорит парень. — Они служат этаким складом запчастей, периодически использую их детали для идентичных машин, найти такие части невозможно в Казахстане. Открутил от одной машины железку и поставил на другую. У меня три «Москвича» 400 и 401, самый старый примерно 1953 года, он был выпущен в основном для частного использования. Хозяева продают их в среднем за 100 тысяч тенге, бывает даже со всем пакетом документов. Если бы я не приобрел 400-е, их тогда скупили бы по цене металлолома и отправили на переплавку. Все машины куплены в Темиртау, здесь и по области этого добра хватает, в гаражах, на базах много гниет. Как приобретаю? Например, пенсионер умер, родственники гараж решили продать, открывают, а там старая машина стоит. Не так давно мне предлагали купить «Запорожец», стоит у людей с 1989 года.
— Не все понимают смысл слова «реставрация». В Темиртау, других городах области ездят хорошие старые «Волги», «Москвичи», но они не отреставрированы, просто хорошо отремонтированы. Я лично занимаюсь только ремонтом. В чем проблема? В Казахстане нет материальной базы, чтобы полноценно делать реставрацию, нет нужного рынка запчастей, услуг. Поэтому восстановление авто крайне дорогая процедура. Например, отхромировать детали на 21-ю «Волгу» в Алматы стоит 1000 долларов, это один бампер, а на всю машину порядка 5000 долларов. Запчасти, шпаклевка, грунтовка, краска — вылезают очень большие суммы. Даже если восстановишь с неимоверными трудностями, большими вложениями, то выгодная продажа окажется вообще неосуществимым делом. Я вам честно скажу: абсолютно на этом денег не заработаешь. Во-первых, старые авто мало кому интересны, во-вторых, люди не верят, не понимают, сколько трудов в них вложено, им бы подешевле. Ретро-автомобили крайне дороги, стоимость не раздута, а реально отражает размер средств, трудов, вложенных в машину.
Контрафакт на колесах
В Казахстане есть свой совсем небольшой рынок ретро-автомобилей, их в основном продают через Интернет. Действительно, изумляешься размеру сумм на ценниках. На одном из специализированных сайтов в данное время самым дорогим оказался алматинский Willys 1943 года, почему-то без колес — за 10 500 000 тг. За астанинский «ГАЗ-13», он же «Чайка» предлагается заплатить 8 500 000 тг, выглядит авто неважно, от оригинала остался только кузов, вся начинка из 2000-х, когда читаешь список усовершенствований, то понимаешь что слово «ретро» здесь как в насмешку: «В машине аудиосистема, встроенный телефон, bluetooth, CD, CD-чейнджер, MP3, USB, DVD, DVD-чейнджер, сабвуфер, ГУР, ABS, SRS, зимний режим, спортивный режим, турбонадув, сигнализация, автозапуск, иммобилайзер, свежепригнан».
Среди доживших до нашего времени старых авто много «ЗАЗ-965», или «Запорожцев», которому дали обидную кличку Горбатый. Этот карликовый автомобиль, ставшим прародителем народных автомобилей, славился теснотой своего салона. Когда он ехал, от рычания двигателя дрожали стекла в домах. Несмотря на недостатки, «ЗАЗ» является внешне очень привлекательной, забавной машинкой. В Темиртау их много в гаражах, но на ходу не осталось ни одного. В Караганде есть экземпляр, он прошел кардинальный тюнинг, от заводского оригинала не осталось и следа, установлен турбодвигатель, поэтому участвует даже в нелегальных гонках.
Но специалисты говорят, что практически все «раритеты», бегающие по Карагандинской области, не обладают аутентичностью, то есть подлинностью. В полноценной коллекционной машине должны быть заводские оригинальные запчасти, интерьер, двигатель. Если продавец заявляет, что в машине турбонадув, сабвуфер, титановые диски и другие современные причиндалы, то, по мнению коллекционеров, это только обесценивает машину, ее доводят до уровня контрафактной подделки. Поэтому наши машины редко покупают настоящие ценители старых авто. Самое лучшее, что с ними может быть, так это использование в качестве свадебных машин, на праздничных мероприятиях, даже в кино. Когда они ломаются, из-за невозможности достать запчасти, раритеты снова отправляются ржаветь на стоянки. Если владелец посчитает хлопотным ее содержание, тогда один путь — на металлолом.
Павел ПОПОВКИН

Комментариев нет:
Отправить комментарий