Партнёр

e-Commerce Partners Network

среда, 20 июля 2016 г.

Японцы помогут откопать древний Темиртау

В Караганде профессору Мураками показали оборудование первых в мире металлургов
Профессор Мураками
Профессор Мураками
Ясуюки Мураками, всемирно известный ученый, специализирующийся на раннем железе, восхищен находками наших археологов. Пытаясь реконструировать секреты древних металлургов, он ездит по всему миру. Много лет японец был убежден в том, что первыми железо стали плавить сибиряки. Но с недавних пор его точка зрения изменилась. Теперь совместно с карагандинскими коллегами он намерен доказывать, что металлургические технологии зародились в Центральном Казахстане — на территории нынешней Карагандинской области.
Речь идет о поселении потомственных металлургов, которые ученые из КарГУ обнаружили в Кентских горах. Исследования показали, что там стали плавить железо на 200-300 лет раньше «официального» начала железного века. В колее дороги, которая проходит возле местечка Алат, железистые шлаки находили еще в восьмидесятые годы прошлого века. Но очень долго никто не верил, что там могло быть металлургическое производство. Однако после того, как историки из КарГУ начали копать Алат, они заявили, что пришло время переписать пару глав в учебниках истории.
?????????????
Кусок шлака
— С 2004 года мы исследуем поселение Алат, что в 250 километрах к Юго-Востоку от Караганды, — рассказывает кандидат исторических наук Сагындык Жауымбаев. — Оно находится в национальном природном парке Каркаралы на берегу реки Кызылкент. В 2006 году мы впервые нашли там печь, в которой плавили вначале бронзу, а потом железо. Чем уникально это поселение? Тем, что печи Алата датируются 13 веком до нашей эры! В мировой науке считается, что в то время плавили только медь, железа еще нигде не знали, что плавка железа начинается только в первом тысячелетии до нашей эры, в так называемый «скифский период». Но наше поселение существовало примерно на 300-400 лет раньше. Это еще бронзовый век. Поэтому японцы живо интересуются. Как это так? Везде – в Европе, Азии, Китае — в первом тысячелетии до нашей эры плавили, а Казахстан, получается, всех опередил.
— Почему металлурги поселились именно в Алате?
— Там очень близко находится месторождение меди и железа — в пяти-шести километрах от поселения. Это местность Жыласай, что в переводе с казахского называется «теплое ущелье». В основном там прямо сверху, карьерным способом, брали окисленную руду. Ее размельчали каменными молотами и потом промывали в реке: только богатую часть отправляли на плавку, а бедную отбрасывали.  Кругом сосновый лес, что не менее важно, чем наличие воды: древние металлурги использовали древесный уголь.
Кусок железной руды
Кусок железной руды
— Что представляла собой первое плавильное сооружение?
— Копали яму глубиной полметра, обмазывали ее глиной, сверху строили временный каменный свод. Вставляли керамические сопла, через которые мехами нагнетали воздух.  Печь загружали слоями: чередовали древесный уголь с рудой. Плавка длилась не менее восьми часов. Потом все это остывало. Каменный свод разрушали. Сначала вынимали и выбрасывали шлаки, которые поднимались на поверхность. А затем уже доставали металл.
…Бронзу плавили при температуре 700-800 градусов. А для плавки железа ее необходимо было поднять до 1 500 градусов. Капли железа скатывались вниз и буквально варились. После выгорания угля в печи оставалась так называемая «крица» — комок пористого железа с примесью большого количества шлаков. Крицу потом снова разогревали, и тяжелыми молотами выколачивая шлак из железа.
— Что делали из железа?
— В основном оно шло на изготовление оружия. Но проблема в том, что железо очень плохо сохраняется. От воздуха, влаги и солнца оно разрушается, превращаясь в труху. Поэтому железных предметов мы не нашли. Зато остались печи, в которых плавили: внутри шлаки, а вокруг куски руды валяются. А вот бронзовых вещей в Алате очень много: женские украшения, лезвия, шило. Бронза ведь не окисляется.
— Сколько печей вы уже раскопали?
Каменный молот
Каменный молот
— До того мы с профессором Евдокимовым нашли четыре печи, но они не были такими загруженными, как наша свежая находка. В этом году внутри была прямо руда и шлаки. И я пригласил ученого из Японии. Он вообще специалист по раннему металлу железного века. Он копает в шести странах. Сначала копал в Китае, потом – в Монголии, в Хакассии, Турции, Грузии. А теперь до нас добрался. Открыв печь, мы не стали раскапывать, ждали его. Мураками приехал, мы с ним вдвоем четыре дня ее расчищали. Он был восхищен. Это очень древние печи. По предположению Мураками, железо из Центрального Казахстана стало распространятся по всей Азии. Пока это только предположение. Мураками собирается сделать у себя доклад и в следующем году приехать к нам уже с большой экспедицией. Если деньги ваши – пожалуйста, приезжайте, мы всегда будем рады видеть. У нас в Казахстане иностранцы отдельно не копают. По Алату министерство культуры дало лицензии только на меня и на профессора Евдокимова. А мы уже приглашаем иностранных ученых, чтобы помогали.
— Что за культура была у древних металлургов Алата? Как они жили? Во что верили?
— Этого мы пока не знаем. Возможно, скоро придут другие специалисты, которые начнут изучать их мировоззрение. У нас же профиль другой. Мы занимаемся черной металлургией. Могу сказать, что производственная площадка располагалась внутри помещения, в котором не жили, а именно работали. То есть по тем временам в этом месте стоял настоящий металлургический завод. И значил он ничуть не меньше, чем сейчас для нас темиртауская магнитка. Дома же располагались вокруг – метрах в 60 от плавильни: там встречается много керамики, бронзовых предметов, костей крупного рогатого скота, но печей нет. Скорее всего, рудокопы и плавщики неплохо жили. Их ценили и уважали. А методы обработки руды они держали в глубоком секрете, раскрыть который долгое время никто не мог. На сегодняшний день мы раскопали пока только одну треть поселения Алат. Хотелось бы, конечно, поскорее увидеть полную картину, чтобы уже со всей уверенность сказать: 3,5 тысячи лет назад здесь был древний Темиртау.
Сагындык Жауымбаев
Сагындык Жауымбаев


…Доктор исторических наук Ясуюки Мураками увез с собой в Японию образцы руды, шлаков и древесного угля. Он собирается изучить казахстанские материалы в лаборатории, оснащенной по последнему слову техники высокоточными приборами. После чего ученый, возможно, окончательно пересмотрит свою карту распространения железного века на планете. До сих пор ученый придерживался версии, что впервые люди научились производить железо на территории Хакасии, азатем через Монголию, Китай и Корею эта технология дошла до Японии. Японский ученый называет свой проект «Великий железный путь». Вероятно, вскоре маршрут этого пути историк скорректирует с поправкой на Казахстан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий